Сегодня термин гиперактивность почти у всех на слуху. Многие родители часто считают своих детей гиперактивными за счет того, что те непоседливы или всегда в движении. Однако, не всегда подвижный малыш будет гиперактивным. Не нужно злоупотреблять определением, так как детская гиперактивность не простая отличительная черта в поведении, а все-таки некоторое отклонение от нормы.

Более того, это состояние требует особых взаимоотношений с таким ребенком. Именно поэтому родителям следует знать, каким образом отличить гиперактивного ребенка от просто подвижного. А если диагноз подтверждается специалистом, то необходимо обязательно изучить тему более подробно, чтобы правильно себя вести со своим малышом, ведь выбор родителем корректной тактики в воспитании таких детей нельзя недооценивать.

Детская невнимательность, излишняя возбудимость, раздражительность, невозможность контролировать свое поведение в конце прошлого века называлось синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но сейчас врачи уже разграничивают эти понятия. Рассматривая классификацию нервных и психических болезней этот синдром отнесли к гиперкинетическим расстройствам, о чем тоже до сих ведутся дискуссии, называя синдром нарушением поведения. Но нельзя однозначно сказать, что каждый ребенок, ведущий себя как проказник, сразу относится к категории гиперкинетиков. Многие дети непослушны, упрямы, подвижны и энергичны вследствие своего характера. Если научится правильно себя с ними вести, то не придется сталкивать с их ответной негативной реакцией.

Еще гиперактивностью называют двигательную расторможенность. Это явление также часто путают с обычной активностью детей. Множество детей могут быть подвижными и кричащими, капризными и настойчивыми, выражая так свои эмоции. Как же в таком случае отличить проблему неврологического характера от индивидуальной особенности ребенка?

ННаконец, мы добрались до 7 признаков, по которым условно можно предположить гиперактивный у вас ребенок или нет:

  1. Малыши с гиперактивностью физически хорошо развиты и даже могут начать переворачиваться, садиться, ползать и ходить намного быстрее сверстников. По началу родители радуются такому феномену, но в дальнейшем это может привести к частым падениям с диванов и другим неприятностям, к которым не готовы родители. В этом случае все-таки может быть два варианта: или ваш ребенок действительно быстро развивается, или это все-таки один из признаков гиперактивности. Если второй вариант подтвердился, то проблема, скорее всего, либо даст о себе знать в будущем, либо проявит себя и другими признаками.
  2. Когда детские силы уже на исходе и пора спать, начинаются капризы. У родителей появляется ощущение, что их ребенок становится даже более активным, чем был до этого.
  3. Даже в первые месяцы жизни гиперактивные малыши очень мало спят. Если их сверстники больше спят, чем не спят, то эти дети по 4-5 часов подряд спокойно могут играть или плакать.
  4. Если ребенок долго не засыпает, требуя укачивания, а его сон слишком чуткий, то это также является одним из признаков гиперактивности. Он может проснуться от каждого шороха, а потом тяжело засыпает снова.
  5. У ребенка бурная реакция на яркие цвета, меняющуюся обстановку, новые лица или громкие звуки. С одной стороны, это приводит его в восторг, а с другой, делает его еще более капризным. Малыш всеми силами привлекает ваше внимание. Можно проследить зависимость, что чем больше людей в комнате, тем более капризным становится ребенок.
  6. Дети не могут долго сосредотачивать свое внимание на чем-то. Это можно проследить с самого раннего возраста, т.е. малыша легко привлечь новой игрушкой, но надоест она так же быстро. Такое чувство будто он все быстрее и быстрее переключает внимание с одной вещи на другую.
  7. Кроме вышеперечисленных признаков можно выделить еще один. Повышенная привязанность ребенка к матери и при этом боязнь чужих людей. Такие дети трудно сближаются с гостями, не идут к ним на руки и всегда немного прячутся за мамой. Родители могут заметить ревность своего ребенка к чужим детям, вплоть до конфликтов и истерик.
 

Мы перечислили те отличительные особенности гиперактивности у детей, которые помогут вам в решении, обращаться к специалисту или нет. Если они вас насторожили, то отправляйтесь на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы вы зря не переживали и не ошиблись, нужно описать, как ведет себя вполне здоровый и обычный ребенок, который вследствие врожденного темперамента может обладать некоторыми из уже перечисленных признаков.

ТТемпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

  1. Дети любят бегать и активничать, но после обязательно придут спокойно посидеть или просто полежать. Таким образом, они самостоятельно успокаиваются.
  2. У обычных детей практически нет проблем со сном, т.е. они свободно засыпают, а спят то время, которое положено их возрасту.
  3. Как правило, сон ночью долгий и спокойный.
  4. Дети могут испытывать страх, быстро понимают, где их ждет опасность. Можно сказать, что оступившись однажды они не будут снова залезать в опасное место.
  5. Дети способны освоить слово «нельзя», и это позволяет в будущем быстро объясниться с ребенком.
  6. Новой игрушкой можно отвлечь ребенка от истерики, они быстро переключаются и перестают плакать.
  7. Последним признаком здорового ребенка будет характер родителей, ведь в какой-то степени он передается ребенку. Возможно, что темперамент одного из родителей активного ребенка яркий и очень выраженный, возможно, в детстве они тоже были непоседами.
 

Часто под термином гиперактивность подразумевают излишнюю подвижность, капризы ребенка и его невнимательность, но это неверное утверждение. В первую очередь, это особое состояние нервной системы ребенка и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Именно из-за этих процессов ребенок никак не может усидеть на одном месте, они же мешают в сосредоточении внимания, и только в связи с этим детям так сложно переключаться с истерик на спокойствие и засыпать.

 

Главное помните, что гиперактивность может увидеть только врач-невропатолог. Ни в коем случае не пытайтесь поставить диагноз ребенку только из своих ощущений.

Доктор должен осмотреть ребенка, побеседовать с ним, оценить реакции и уровень его развития, разные поведенческие тонкости.

Далее происходит обобщение всех признаков расстройства, и только потом выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни. В дополнение к обследованию проводят и специальные методы диагностики (биохимия крови, МРТ, ЭЭГ и др.), а также консультациями других специалистов. Только после полного обследования врач может определить наличие, или отсутствие заболевания.