Роль цвета в жизни детей несомненно важна. Не зря это является одной из первых характеристик, которую они начинают различать. Цвета могут влиять на настроение и поведение ребенка. Известно, что одни цвета успокаивают или вызывают улыбку, а другие — возбуждают или пугают.

 

Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. Давно подмечено, как он воздействует и на психоэмоциональное состояние человека, и на его интеллект. Что уж говорить о детях, у которых только-только формируются личные характеристики. Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или повысить самооценку, улучшить или ухудшить самочувствие ребенка.

В первые дни жизни к ребенку поступает громадное количество красочной информация. Но сам мир цвета открывается ему не сразу. В самый первый год жизни он слит для ребенка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное свойство окружающего мира.

На основании наблюдений Б. Прейра и М. Манасеиной доказано, что малыши не сразу приобретают способность различать цвета.

Новорожденные дети способны воспринимать только два цвета — белый и черный. Но как только ребенку исполняется около двух месяцев, к белому и черному добавляется красный цвет. Следующим цветом, который может различить ребенок, будет желтый и его оттенки.

 

В два-четыре года наиболее приятные детскому глазу нежно-розовые, желтоватые и голубые оттенки. Был проведен эксперимент, в котором девочки выбирали розовых слонов или голубых щенков, мальчики выбирали светло-коричневых медведей и отказывались от точно таких же, но темно коричневых или черных.

Конечно, это не значит, что теперь на все темное следует наложить табу. Просто учитывайте влияние этих цветов при выборе детских нарядов, и старайтесь не покупать для повседневной носки полностью темные комплекты — ведь малыши проводят в детском саду целый день! Ограничьтесь лишь некоторыми темными элементами.

К четырем годам дети начинают различать светлоту, выражая эти отношения словами: «тёмное», «светлое», а в возрасте 5 лет дети, как правило, уже хорошо знают разнообразные цвета и оттенки предметов и явлений природы

 

Удивительно то, что в детях заложена определенная реакция на цвета. Не только одежда и игрушки, но и стены комнат и все предметы в них разных цветов могут стать как вашим помощником во взаимоотношениях с детьми, так и помехой.

От состояния нервной системы ребенка зависит его развитие. Психологи считают, что психологическое состояние малыша обуславливается тем, какие краски окружают его с самого рождения. Условно говоря, эмоции и чувства ребенка складываются, в том числе из того, как ребенок воспринимает окружающие его цвета, впервые открыв глаза.

 

Если говорить про детскую комнату, то приятную атмосферу в ней создадут светлые и нежные оттенки зеленого, розового, желтого и голубого. Такой окрас преобразит даже самое темное помещение, сделав его уютнее, спокойнее и комфортнее. Таким образом, в комнате у малыша приблизительно до двух лет должны преобладать главным образом мягкие тона.

 

Далее, детская уже может стать воплощением ярких красок и смелых идей в оформлении, так как игровая зона способна «активизировать» ребенка. Поэтому на основу спокойных тонов можно накладывать контрастные пятна, картины.

Цветовая гамма окружающих же ребенка игрушек, предметов должна быть яркой, чтобы он развивал свои способности цветовосприятия. Выбирая расцветку детских игрушек, одежды и предметов интерьера для детской комнаты, следует помнить о том, что дети любят яркость и контраст.

 
«Ребёнок, – по выражению К. Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками, ощущениями вообще»

Таким образом, цвета имеют свойства по-разному воздействовать на детей, вызывать самые разнообразные эмоций и чувства, а чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, которое окружает нас, необходимо постепенно вводить в этот мир гармоний и последовательно знакомить их с цветом.